Понедельник, 18.12.2017, 19:37 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход

Поиск
Гости сайта
Новости
-->

Статьи

Главная » Статьи » Для учителей

Статья "Организация рефлексивной деятельности в работе учителя начальных классов."

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот и получает преимущества в движении вперед »

                                    Евгений Доманский

 

В своей профессиональной деятельности учителю приходится  обращаться к различным категориям слушателей. Это и дети, их родители и, конечно, коллеги – учителя. Но, в любом случае, ведёт ли учитель урок, проводит ли родительское собрание или выступает на семинаре, необходимо создавать ситуацию, когда слушателю  просто невозможно без самоанализа и самооценки своей деятельности.

Итак, разговор пойдёт о рефлексии.  Рефлексия  (от лат. reflexio - обращение назад)  – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.

Рефлексия это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

Для чего нужна рефлексия? Учителю – чтобы получить обратную связь и спланировать дальнейшую работу. Ученику – чтобы сформулировать и может быть даже сформировать свое отношение к событию, в котором он участвовал.

Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем. 

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Существуют множество приёмов рефлексии, которые классифицируются по цели, функции, типу урока, способу ее проведения и содержанию, по форме организации деятельности учащихся. Многим учителям хорошо известна следующая классификация:

·      рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности).

Очень ярким примером такой рефлексии является приём «Что у меня на сердце».

Всем ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки в начале урока.

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Рефлексия в конце урока:

Давайте вернёмся к нашим сердечкам.

- Встаньте «у кого на сердце сейчас легко». Почему?

Молодцы! Вы хорошо и плодотворно поработали на уроке.

- Есть такие «у кого тяжело на сердце»?

- Что можно сделать, чтобы на сердце стало легче?

Правильно, надо поднять себе настроение и сказать: «Всё будет хорошо!».

·      рефлексия деятельности (этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика). 

В первом классе, когда обучение является безотметочным, каждый ученик «выращивал» дерево успехов. За хорошую работу на уроке, в тетради и т.д. фрукт: яблоко или грушу. В конце первого класса при подведении итогов, дети, вырастившие деревья с самым богатым урожаем, получили грамоты за отличную учебу.

·      рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. А так же по итогам года и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти и т.п.

 В качестве инструментов самооценки используются различного типа анкеты, опросники, шкалы оценки, дневники самооценки, графики прогресса, таблицы и контрольные листы, содержащие основные параметры самооценки.

Например, предлагаю использовать данную таблицу как приём рефлексии для участников семинара.

 

Порадовало

Заинтересовало

Огорчило

Хочу сказать спасибо

 

 

 

Кому:

За что:

 

На родительском собрании, я использовала приём "Ключевые слова". На доске прикреплены "ключевые слова" по теме собрания, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например,  слова: внимание, ребёнок, узнал новое, как развивать и т.д.

      Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

2.       Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.

3.       Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.

4.       Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

5.       www.eidos.ru/courses/themes/22520/index.htm

6.       www.school-1.ru/articles/obuchenie_refleksii_kak_sposob.htm

 

 

Категория: Для учителей | Добавил: bobilskih (04.08.2011)
Просмотров: 2876 | Рейтинг: 5.0/1

Администратор сайта Бобыльских Наталья Михайловна c 2017
Бесплатный хостинг uCoz


Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Переводчик онлайн Учительский портал Сеть творческих учителей Никнейм Школьное царство зарегистрирован!