Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении
уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного
выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В
попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп,
угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Однако очень
часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.
Инстинктивно мы
чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся
школьные годы. С чего начать?
1. Прежде
всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного
возраста на приготовление уроков дома.
в 3 классе - 2 часа (1,5 часа);
2. Второй
вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить
ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в
первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное.
Обеспечить условия
работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для
необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро
выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро
возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Выработайте у
школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все
необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком
порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например,
младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после
этого учат правило, на которое и задано это упражнение.
Чтобы подсказать, с
каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как
ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает
работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом,
посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно,
но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких
уроков.
Взрослый человек
умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего
школьника такого навыка, естественно, нет.
Проверять себя он
будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на
самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое
умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и
старших классов должен уже владеть способами самопроверки
3. Вопрос
третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный
эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?
У ребенка
выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних
заданий, если вы:
-с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же
важны, сколько и
самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать
школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
-в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к
умственному труду;
-вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка
из школы, не
станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую
форму приветствия;
-не будете стоять у ребенка "над душой", пока он
не начнет делать уроки или
в процессе работы;
-никогда не станете использовать выполнение домашних заданий
как средство наказания за проступки;
-постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных
прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями;
сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
-проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок
("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
-в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете
возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже
незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера",
"Ты сегодня так старался!").
4. Четвертый
вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как
воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить
школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?
|