В
современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка
к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт
такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался.
Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к
школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его –
вполне реальная задача.
В школе детей ждёт непривычная,
интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими
усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным
напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного
материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Большинство первоклассников успешно
овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе
омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и
сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться.
Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно
осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная
"задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой,
постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать
причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.
Особенно трудными бывают первые дни (а
для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит
сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода
адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит,
наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость,
несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё
внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят.
Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее
ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется
готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.
Так проходит процесс приспособления к
школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым
условиям оказывается непосильной задачей: они часто или длительно болеют, а
заболевания ещё больше ослабляют их организм.
Почему так по-разному дети реагируют на
начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих
особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют
состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а так же развитие тех
умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.
Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе.
Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное
приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха –
объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.
Таким образом, первая
забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, -
проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем –
выполнение всех назначений врача.
Данные медицинских осмотров являются
основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые,
физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой
сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят
адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность
организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в
отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также
детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного.
Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает
врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует
добиваться пересмотра этого решения.
|