Тема мастер-класса «Использование сказки на
уроках в начальной школе»
Как
сделать обучение наиболее эффективным? Какими
методами, средствами поддерживать интерес к учению? Слайд 2
Всем известно, что использование игровых
моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым
средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно
проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они
позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей.
Я расскажу сегодня об использовании сказки
на уроках в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать
урок ярче, содержательнее, интереснее.
Выполнение
"сказочных” заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению
коллектива, умению работать в команде.
Существует
множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них:
·
Слайд 3 Если необходимо
проделать много однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку,
в которой они выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях
использую приём «Привлекательная цель». Детям
может быть поставлена цель - помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе
имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
·
Слайд 4 «Волшебная палочка» Ручка ( карандаш ) передается по
классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то
заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике:
любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на
русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе:
название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.
·
Слайд 5 Приём
«Фантастическая добавка»: учащимся предлагается представить себя прутиком, при
помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка
путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто
так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
·
Слайд 6 Приём «Сказочные
пазлы». Пазлы нацелены на создание
творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания:
-пересказ
данного эпизода сказки, изображенной на картинке;
-описание
персонажа;
-сочинение
своего продолжения сказки.
·
Слайд 7 Приём «Знакомые
герои в новых обстоятельствах»
Обстоятельства
могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих
ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими
к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной
клетке городского зоопарка).
Слайд 8 Дети очень любят
путешествовать. Поэтому приём «Путешествие со сказочным героем» не даст
ребёнку скучать на уроке.
Угадайте, из какой сказки герой: "
Емеля, отпусти меня в воду, я выполню все, что
ни пожелаешь ". Из сказки
" По щучьему велению ". Отправляемся в путь на печи.
На пути нам встретятся различные
препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть
смелыми, быстрыми, сообразительными,
внимательными.
Такие уроки способствуют развитию интереса
к предмету, внимания и сопереживания литературным героям.
В
современных условиях для активизации познавательной деятельности учащихся на
уроках и во внеурочное время
целесообразно использовать компьютерные технологии.
Отрывок из урока
математики 1 класс (УМК любое)
Тема: ОБОБЩЕНИЕ: СЛОЖЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Цели: совершенствовать навыки счета.
- Сегодня мы
отправимся в путешествие и встретимся со своими старыми знакомыми-героями
известной сказки. А какой вы узнаете, собрав пазл. Слайд 9 (ученик
собирает пазл на интерактивной доске)
Что за
сказка? Теремок! Как вы помните, все герои этой сказки хотят жить в теремке. Но
сначала звери должны пройти маленькие испытания. Давайте узнаем, что это за
испытания и поможем героям сказки. Слайд 10
Вот наш
теремок, а где же герои? Посмотрите на картинки на ваших партах. (приложение 2)
Выйдет сюда тот, у кого герой, поющий эту песенку (включить песню мышки –
кнопка песня). Выходит ученик. На слайде Теремок с
объявлением.
Учитель:
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Мышка
серая, Норушка,
Вышла
в поле погулять,
Видит
мышка теремок
В
чистом поле одинок.
Мышка
очень удивилась,
Подошла,
остановилась.
Кто там, в тереме живёт?
Может
в гости позовёт.
Видит мышка объявление:
«В домик тот зайдёт,
Кто числа по порядку разберёт». Слайд 11
7 3 1 5 8 4 6 2 10 9
Слайд 12 Зашла
мышка в теремок и стала в нём жить. (ученик садится на место)
Звучит следующая песня лягушки- кнопка песня
(выходит ученик)
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок .
Шла лягушка из болота
Видит, заперты ворота.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
А мышка ей в ответ:
Чтобы дверь мою открыть,
Задачу надо вам решить. Слайд 13
На слайде читают и решают задачу.
Слайд 14 Решила
задачки лягушка и попала в теремок. (ученик-герой садится на место)
Звучит следующая песня зайчика- кнопка песня
(выходит ученик)
Ой,
гляди-ка! Теремок,
В
чистом поле одинок!
Постучу
я лапкой в двери.
Чей
скажите, это терем?
Слышит он такой ответ:
«Рады мы тебя впустить,
но не можем дверь открыть.
Отвечай-ка посмелей
На вопросы побыстрей.
-Назови состав числа 8 Слайд 15
Слайд 16 Зашла
лисичка в теремок и осталась в нём жить.
…………
Что случилось, когда пришёл
мишка? Раздавил теремок. Но наши герои решили дружно построить новый теремок,
по современному проекту! Слайд 17
В конце сказки звучит финальная
песня – кнопка песня, выходят все ученики – герои,
строят новый теремок из деталей танграма ( на магнитной доске). Образец на
слайде.
А сейчас я предлагаю всем ученикам
посадить клумбу у нашего теремка. Вы
должны выбрать и посадить тот цветок (приложение1), который близок вашему
настроению на уроке.(цветы заранее разложены на партах)
Спасибо за внимание! Слайд 18
Используемая литература:
Материал создан из различных
источников в интернете:
http://magicpam.narod.ru/scaz.htm
http://www.u-skazki.ru/
http://psichology.vuzlib.net/book_o261_page_8.html
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36442.php
http://sch112.minsk.edu.by/main.aspx?uid=26987
|