«Тот, кто сумел
отрефлексировать действительность,
тот и получает
преимущества в движении вперед »
Евгений Доманский
В своей профессиональной деятельности учителю приходится обращаться к различным категориям слушателей.
Это и дети, их родители и, конечно, коллеги – учителя. Но, в любом случае,
ведёт ли учитель урок, проводит ли родительское собрание или выступает на
семинаре, необходимо создавать ситуацию, когда слушателю просто невозможно без самоанализа и
самооценки своей деятельности.
Итак, разговор пойдёт о рефлексии. Рефлексия
(от лат. reflexio - обращение
назад) – анализ учащимися
собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.
Рефлексия это попытка отразить происшедшее с моим
«Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и
как строил поведение? и т.п.
Для чего нужна рефлексия? Учителю – чтобы
получить обратную связь и спланировать дальнейшую работу. Ученику – чтобы
сформулировать и может быть даже сформировать свое отношение к событию, в
котором он участвовал.
Рефлексия способствует развитию
трех важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик,
анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру
активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и
сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а
оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и
задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность.
Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Существуют множество приёмов рефлексии, которые классифицируются по
цели, функции, типу урока, способу ее проведения и содержанию, по форме
организации деятельности учащихся. Многим учителям хорошо известна следующая
классификация:
·
рефлексия настроения и
эмоционального состояния (целесообразно проводить в начале урока с целью
установления эмоционального контакта или в конце деятельности).
Очень ярким примером такой
рефлексии является приём «Что у меня на
сердце».
Всем ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки в
начале урока.
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие
слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое
дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое,
воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте
определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда
легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите
причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на
сердце легко.
В конце
занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения
или вам было уютно и комфортно на уроке.
Рефлексия в конце урока:
Давайте вернёмся к
нашим сердечкам.
- Встаньте «у кого на сердце
сейчас легко». Почему?
Молодцы! Вы хорошо и плодотворно
поработали на уроке.
- Есть такие «у кого тяжело на сердце»?
- Что можно сделать, чтобы на сердце стало легче?
Правильно, надо поднять себе
настроение и сказать: «Всё будет хорошо!».
·
рефлексия деятельности (этот вид приемлем на
этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность
осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика).
В первом
классе, когда обучение является безотметочным, каждый ученик «выращивал» дерево успехов. За хорошую
работу на уроке, в тетради и т.д. фрукт: яблоко или грушу. В конце первого
класса при подведении итогов, дети, вырастившие деревья с самым богатым урожаем,
получили грамоты за отличную учебу.
·
рефлексия содержания
учебного материала (используется для выявления уровня осознания
содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я
не знал… -
теперь я знаю…).
Рефлексия
может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на
любом его этапе. А так же по итогам года и других временных отрезков:
изучения темы, учебной четверти и т.п.
В качестве инструментов
самооценки используются различного типа анкеты, опросники, шкалы оценки,
дневники самооценки, графики прогресса, таблицы и контрольные листы, содержащие
основные параметры самооценки.
Например, предлагаю использовать данную таблицу как приём рефлексии
для участников семинара.
Порадовало
|
Заинтересовало
|
Огорчило
|
Хочу
сказать спасибо
|
|
|
|
Кому:
|
За что:
|
На родительском собрании, я использовала
приём "Ключевые слова". На доске прикреплены "ключевые
слова" по теме собрания, по которым можно придумать рассказ или расставить
их в определенной последовательности. Например, слова: внимание, ребёнок, узнал новое, как
развивать и т.д.
Процесс рефлексии должен быть
многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и
окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность
учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь
на личность каждого ученика.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для
вузов. – СПб.: Питер, 2001.
2.
Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции,
возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
3.
Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.
4.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.
5.
www.eidos.ru/courses/themes/22520/index.htm
6.
www.school-1.ru/articles/obuchenie_refleksii_kak_sposob.htm
|